
Затраты на перевозку грузов в смете
Для определения транспортных расходов в смете используются средние сметные цены на транспортировку грузов. Они берутся в зависимости от следующих моментов:
- класс груза;
- усредненное расстояние перевозки стройматериалов, конструкций и изделий;
- действующие тарифы.
Величина транспортных затрат в смете, связанных с доставкой стройматериалов, должна определяться при учете массы брутто, то есть вместе с тарой.
Для строительных площадок, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, равно как и для специализированных строек, в том числе, линейного характера, рекомендовано определять сметные цены на материалы с опорой на транспортные схемы, которые обоснованы в проекте организации строительства (ПОС).
В отношении отдельных наименований продукции транспортную составляющую необходимо определять по фактической транспортной схеме в процессе составления сметной документации. Сюда относятся, к примеру:
- стальные строительные конструкции, которые поставляются с предприятий-производителей, находящихся в других регионах;
- сборные пролетные железобетонные конструкции мостов и тому подобное.
При определении транспортно-заготовительных расходов в смете по любым видам стройматериалов необходимо принимать реальные и самые экономичные схемы их транспортировки от поставщиков и производителей до районов ведения строительства. Перевозочные схемы в зависимости от вида франко, который принимается в отпускных ценах на стройматериалы, должны учитывать расстояния и условия их перевозки последовательно:
- от завода-производителя до станции (порта, пристани) отправки;
- от станции отправки до станции назначения, на которой у подрядчика имеется своя база (склад);
- от станции назначения до склада при объекте строительства;
- от завода-производителя до склада при объекте строительства (в случае прямых перевозок).
При расчете транспортных расходов в смете в процессе определения расстояний поставки стройматериалов по железной дороге нужно учитывать предусмотренные нормальные направления грузопотоков при соблюдении минимальных расстояний, на которые железной дорогой материалы принимаются к транспортировке. Кроме этого, нужно учитывать степень загруженности железной дороги в рассматриваемом районе.
Для определения сметной стоимости перевозок в текущих ценах можно использовать:
- текущие базисные сметные расценки и тарифы для региона, которые разрабатывают на местах специализированные организации (РЦЦС);
- устанавливаемые на местах текущие индексы, использующиеся для пересчета базисной стоимости;
- фактические сведения относительно условий поставки.
Если расстояние транспортировки составляет до 200 километров, то при подсчете размера транспортных расходов в смете нужно закладывать здесь использование автомобильного транспорта. В отдельных случаях автомобильные перевозки стройматериалов осуществляются по согласованию с заказчиком и на более длинные расстояния (например, если железная дорога отсутствует или не принимает заявленные грузы).
Сметные цены на перевозку грузов автомобильным транспортом определяются на 1 тонну перевозимого груза и устанавливаются для условий его транспортировки бортовыми грузовиками и самосвалами, независимо от грузоподъемности, которую имеют транспортные средства. В то же время сметные расценки здесь не зависят от средней грузоподъемности имеющегося на автотранспортных предприятиях в строительных организациях подвижного состава и класса дорог, по которым осуществляются перевозки. И в то же время сметные цены на перевозку грузов зависят от того класса, к которому относятся перевозимые грузы.
Для классификации грузов, перевозящихся автомобильным транспортом, предусмотрена специальная обширная таблица. Если груз в имеющейся номенклатуре и классификации не предусмотрен, то при расчете сметы на транспортные услуги (на этапе определения провозной платы) используется класс груза, подсчитанный в соответствии с фактической степенью использования грузоподъемности автомобиля. Для данного подсчета также установлены свои коэффициенты соотнесения.
В провозной плате при составлении сметы на перевозку грузов учитываются затраты, которые связаны с простоем машины в местах погрузки и выгрузки. Порожний пробег автотранспорта между местами разгрузки и погрузки учитывается в тарифах и дополнительно его оплата не производится. Это же относится к пробегу от АТП и до пункта первой погрузки, и от пункта последней разгрузки до АТП.
Провозная плата не учитывает также цену погрузочно-разгрузочных работ (исключение — выгрузка из кузова самосвала).
Холостой пробег грузовиков от АТП до места выполнения работ и их возвращение в конце смены дополнительно учитывать при формировании сметных цен на перевозку грузов нужно в тех случаях, если пункт первой погрузки и последней выгрузки находится за пределами населенного пункта, в котором располагается автотранспортное предприятие.
Если автомобили направляются для выполнения работ за пределы мест их постоянного нахождения, то в процент транспортных расходов в сметах закладывается также оплата их пробега от места нахождения АТП до пункта назначения и обратно. В отдельных случаях здесь может предусматриваться перевозка транспорта и обслуживающего его персонала на водном или железнодорожном транспорте.