Полезная информация

История сметного нормирования в России

Сметное нормирование в строительстве — это необходимый элемент в регулировании экономических отношений, которые существуют между заказчиками строительно-монтажных работ и осуществляющими их подрядчиками.

Консультации и заказ услуг онлайн:
Отправить заявку
или

Применительно к России можно говорить о зарождении системы сметного нормирования в строительной сфере в 1811-1812 годах. Именно в это время произошла разработка Урочных реестров в отношении гражданского строительства и военных работ. В этих документах прописывались нормы расхода материалов, рабочей силы и транспортных средств. Уточнения Урочных реестров в дальнейшем осуществлялись посредством нормативных наблюдений. Именно их результаты, а также статистические данные стали основой создания в 1832 году общего нормативного сметного сборника, тоже выпущенного под названием Урочного положения. Оно, в соответствии со своим заголовком, относилось ко всем общим работам, которых производились при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях.

В дальнейшем Урочное положение многократно пересматривалось, сведения в нем уточнялись, прописанные нормы снижались. В 1869 году данный нормативный документ утвердило правительство. На то время сметной документации такого уровня, позволяющей регулировать организацию и экономику строительства, не было ни в одной стране мира.

В 1920-е годы после Октябрьской революции было произведено несколько попыток приспособления Урочного положения к новым условиям. После этого документ был коренным образом пересмотрен, в результате чего в 1927-30 годах была издана новая по форме и содержанию сметная нормативная база (сборник) под названием «Свод производственных строительных норм».

Серьезные изменения в системе сметного нормирования случились в 1955-56 годах, именно тогда в составе Строительных норм и правил (СНиП) появились сметные нормы и правила (СНиП IV). СНиП IV включали в себя элементные сметные нормы (ЭСН), предусмотренные для строительных конструкций и работ. Их разработка велась по принципу усреднения и укрупнения. В тот же момент появились среднерайонные сметные цены в строительстве на следующие позиции:

  • стройматериалы и конструкции;
  • перевозка грузов;
  • эксплуатация строительных машин.

Элементные сметные нормы и цены на ресурсы стали основой для составления сборников единых районных единичных расценок для строительных работ (ЕРЕР). Чтобы появилась возможность определять стоимость монтажных работ, была произведена разработка ценников на монтаж оборудования. Все это позволило сформировать государственную сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве. На стыке 1950-60-х годов ЭСН и ЕРЕР использовались в качестве основы для разработки укрупненных сметных норм:

  • УР — укрупненные расценки;
  • УСН — укрупненные сметные нормы;
  • ПРЗС — прейскурантные цены для зданий и сооружений.

В отношении СНиП постоянно происходили пересмотры и совершенствования. Наиболее системный вид правила расчета сметной стоимости получили в документе СНиП IV-84. Он состоял из 16 глав, в которых было произведено объединение всех существовавших до этого в самостоятельном виде сметных нормативов. Сюда вошла следующая документация:

  • элементные сметные нормы для строительных работ и конструкций (ЭСН-84);
  • сметные расценки на ресурсы;
  • расценки для монтажа оборудования (РМО-84);
  • единые районные единичные расценки для строительных работ (ЕРЕР-84);
  • нормы на лимитированные затраты;
  • укрупненные сметные нормы и так далее.

СНиП IV-84 — это уникальная по объему и содержанию сметно-нормативная база, в которую вошло в свое время более 300 000 норм и цен. Она появилась в результате накопления колоссального опыта сметного нормирования, над ней работали специалисты много проектных и научно-исследовательских институтов. Появиться такая сметно-нормативная база в строительстве могла только при условии централизованного планового хозяйства. При этом были у нее и недостатки. Например, сметно-нормативная база 1984 года входила в противоречие с интересами строительных организаций. Нормы и цены были приняты на общесоюзном уровне в условиях жесткой регламентации, их разрабатывали методами усреднения. В связи с этим оказывалось невозможно учитывать конкретные условия выполнения работ. В соответствии с государственной экономической политикой уровень сметной стоимости строительства постоянно ограничивался. Искусственно занижались различные статьи сметных затрат:

  • зарплата рабочих;
  • эксплуатация спецтехники;
  • нормы плановых накоплений и так далее.

В 1990-е годы настала эпоха либерализации экономики, и жесткое госрегулирование сметного ценообразования в строительстве было заменено свободными (договорными) ценами, которые формировались на переговорах подрядчиков и заказчиков. Чтобы сторонам было проще договариваться о ценах, им требовался единый подход для определения того, сколько стоит строительство. В связи с этим осталась необходимость в системе регулирования ценообразования в строительной сфере как в отношении методов составления смет, так и в части сметных нормативов.

С 1992 года данной работой занялся Госстрой России, который сначала писал рекомендательные письма, а впоследствии занялся формированием системы нормативных документов. К ценообразованию в строительстве начали применяться новые подходы, и они были отражены в Своде правил СП 81-01-94. Именно он стал основополагающим методическим документом в области ценообразования в строительстве, который определял:

  • цели и принципы ценообразования;
  • структуру сметных нормативов;
  • порядок расчета стоимости строительства.

В дальнейшем положения Свода конкретизировались в Методических указаниях МДС 81-1.99, которые установили порядок подготовки сметной документации и расчета сметных цен для ресурсов.

В 2004 году Свод и Методические указания были заменены новой Методикой МДС 81-35.2004. В эту методику были включены не только общие положения относительно ценообразования и сметного нормирования, но и конкретные рекомендации, касающиеся составления любых видов сметной документации на широкий перечень работ.

Вместе с методикой используются регулярно обновляющиеся методические указания, письма и рекомендации от правительственных органов, относящиеся к отдельным частным вопросам, например, таким как:

  • ценообразование в строительной сфере:
    • определение сметных цен для ресурсов;
    • разработка и использование единичных расценок и элементных сметных норм;
    • нормирование сметной прибыли и накладных расходов и так далее.

    В 1990-е годы, которые традиционно называются переходными, сметное нормирование развивалось в сторону разработки ресурсных сметных норм и укрупненных показателей, взятых в ценах 1991 года. Они были востребованы по причине распространенности ресурсного метода составления смет. К концу 1990-х годов произошла относительная стабилизация цен в строительной сфере, в связи с чем появились предпосылки для перехода на обновленную сметно-нормативную базу 2001 года. Этапы перехода и содержание данной базы определялись Госстроем России. В разработке новой сметно-нормативной базы в строительстве принимали участие проектные и научные организации, региональные центры, а также координационный центр, занимающийся ценообразованием в строительстве.

    Разработка новых сметных нормативов велась с учетом предыдущего накопленного опыта сметного нормирования. Программа формирования обновленной сметно-нормативной базы включала в себя создание государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) и федеральных единичных расценок (ФЕР-2001) на работы следующих типов: строительные, специальные строительные, монтажные, пусконаладочные. Здесь же разрабатывались нормативы лимитированных и прочих расходов. Единая методология и общая государственная система элементных сметных норм стали основой для разработки территориальных единичных расценок (ТЕР-2001). В случае необходимости могут быть созданы отраслевые единичные расценки (ОЕР).

    Сборники сметных расценок на ресурсы составляются на федеральном, территориальном и отраслевом уровне. Федеральные сборники сметных цен включают в себя расценки для строительной спецтехники, автотранспорта, стройматериалов, изделий и конструкций. Составление сборников на федеральном уровне ведется для условий базового района, в качестве которого принимается Московская область в ценах на 1 января 2000 года. Разработка территориальных сборников осуществляется в субъектах страны в базовых и текущих ценах, обновление происходит каждый месяц или каждый квартал.

    В 2004 году Госстрой России был ликвидирован, его функции начало выполнять Министерство регионального развития РФ. В регионах регулированием вопросов ценообразования в строительстве занимаются специальные органы — РЦЦС (региональные центры по ценообразованию в строительстве).

Заказ звонка

Имя *

{{getError(myForm.oname.$error)}}

Телефон *

{{getError(myForm.otel.$error)}}
Спасибо!

Скоро мы свяжемся с Вами!